В рамках работы конференции «Территория финансовой безопасности — 2023», проходящей с 14 по 16 ноября в Финансовом университете, помимо прочих, обсуждалась идея возложения на банки, в том числе, финансовой ответственности за похищение денег у клиентов и разделения с ними части украденных средств.
Случаев финансового мошенничества становится все больше: только апреля по июль 202 года у банковских клиентов было украдено более 3,5 млрд. рублей, при этом возвращено только 163 млн. рублей, или 4,5%. При этом почти половина хищений приходится на все чаще применяемые инструменты социальной инженерии, когда клиенты сами сообщают мошенникам свои данные, в том числе, секретные: пароли от личных кабинетов, коды из СМС для подтверждения операций, или даже защитные CVV-коды карт.
Да, банки стараются предупредить мошеннические операции. Например, согласно новых правил, кредитные организации обязаны передавать Центральному Банку максимальный объем сведений по всем спорным транзакциям, а раскрытие информации по сомнительным сделкам будет осуществляться по более чем 50 признакам. В свою очередь, ЦБ будет сообщать МВД о случаях мошеннических операций, что позволит быстрее проводить оперативно-розыскные и процессуальные мероприятия и будет способствовать более быстрой раскрываемости преступлений подобного рода.
Если речь идет о случаях, когда клиент сам передает конфиденциальную информацию третьим лицам, то банки будут осуществлять двухдневную «заморозку» средств, на время которой деньги будут заблокированы, а клиент сможет еще раз подумать, стоит ли их переводить. В случае, если транзакция в течение двух дней будет подтверждена, то ответственность ляжет на плечи клиента. По тем операциям, когда средства должны быть переведены людям, уже известным как мошенники, транзакции будут блокироваться автоматически.
«Конечно, уязвимость банковской инфраструктуры находится в зоне ответственности кредитных организаций, однако то, что касается самих граждан и их доверчивости, должно лежать в плоскости их интересов. Если давать себя регулярно обмануть, руководствуясь паникой, страхом или жадностью, и при этом каждый раз знать, что банк вернет деньги, то понимание необходимости самому отвечать за сохранность собственных средств не придет никогда. Здесь эффективнее будет расширение информационной кампании по противодействию телефонному мошенничеству.» – комментирует Величенко Елена, эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС.