Несмотря на все накопленные проблемы российского фондового рынка, регулятор все же настаивает на необходимости компаниям быть более мобильными, переходить в публичный статус путем размещения акций на бирже (IPO). О важности обеспечения разнообразия эмитентов летом 2023 года на ПМЭФ также говорил глава государства Владимир Путин.
Представители Министерства экономического развития РФ заявляют, что в рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO» ставится цель к 2030 году вывести на рынок около тридцати российских высокотехнологичных компаний, будет осуществляться поддержка на всех этапах работы (от идеи и акселерации до поддержания стабильности бизнеса и первичного размещения). Наращение активности IPO позволит увеличить денежный поток для развития экономики и привлечь триллионы рублей.
За прошедшие годы на IPO решилось достаточно много российских бизнесов, результаты которых в большей степени были не так радужны, как предполагалось инвесторами. Основной бум размещений пришелся на 2020-2021 годы, когда на рынок вышли одиннадцать компаний (почти столько же, сколько суммарно за предыдущие пять лет).
Геополитический накал 2022 года охладил интерес к данному способу привлечения капитала, и было осуществлено всего лишь одно размещение – компания Whoosh. Но в 2023 году рынок снова оживает и в статус публичности уже вышли представители разных секторов экономики: Genetico, Смарттехгрупп, Софтлайн, Астра и Хендерсон фэшн групп. Сейчас готовятся к размещению Южуралзолото, ПАО «ЕвроТранс», ликеро-водочный завод «Кристалл», Мосгорломбард, МФК «Центр финансовой поддержки».
Отличие последних российских IPO от осуществляемых в предыдущие годы в том, что сейчас на рынке реализуются небольшие размещения – в несколько миллиардов рублей (5-10% от уставного капитала). Это можно объяснить отсутствием в российском инвестиционном поле крупных иностранных покупателей активов, а значит возможности поглощения рынком больших объемов выпусков снижены.
«Среди основных причин выхода на IPO можно отметить продолжающийся рост процентных ставок на долговом рынке, ограничения на получение желаемых объемов заимствований, а также возможности улучшения имиджа компании, повышения лояльности клиентской базы и масштабирования бизнеса. Иногда данная процедура является вынужденной мерой для снижения финансовой зависимости, что в большей степени воспринимается инвесторами негативно», – комментирует Алексеева Оксана, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.