Спектр программ поддержки сегодня расширяется не только для бизнеса, но и для населения, приобретая все более человекоориентированый подход и подтверждая статус России как социального государства. Так, в проекте новой версии закона в сфере занятости населения закрепляются новые меры поддержки отдельных категорий граждан, усиливается взаимодействие служб занятости и образовательных организаций с целью повышения уровня трудоустройства выпускников и обеспечения разрыва между спросом и предложением на рынке труда.
Средний статистический показатель трудоустройства выпускников в системе высшего образования в 2021 году составлял 72%, в среднем профессиональном образовании – 62,5%, и это без учета соответствия фактической работы приобретенной специальности. Данный факт говорит о том, что образовательные организации при приеме в вуз ориентируются на спрос со стороны абитуриентов и их родителей, а не на работодателей.
С целью нивелирования данной проблемы в новом законе при утверждении контрольных цифр приема предлагается учитывать именно запрос рынка труда. Теперь работодатели могут рассчитывать на финансовую поддержку при найме молодых специалистов. Не секрет, что спрос на них низкий вследствие недостаточного уровня квалификации, и работодатель тратит драгоценное производственное время на внутреннее обучение и адаптацию выпускника, отвлекает от основной работы наставников, и предложенная инициатива позволит компенсировать недополученные финансовые средства.
Новшеством станет функция содействия службы занятости неполной занятость молодежи. в свободное от учебы время. Контролируемая занятость учащихся должна навести порядок, в том числе, и на теневом рынке труда, когда студентов берут на работу, не оформляя официально, и при этом абсолютно не учитывают их режим обучения, что приводит к прогулам занятий, снижению успеваемости и компетентности выпускника.
Прорабатываемый порядок организации профессионального обучения и освоения программ дополнительного профессионального образования для молодежи позволит более точно сформировать для них индивидуальную траекторию развития и сконцентрировать их умения и навыки, а не «размывать» по программам, не соответствующим основному образованию, как иногда это практикуется в образовательных организациях.
Еще одним направлением содействия занятости граждан, потерявших работу, является разработка индивидуальных планов по поиску новой, а также по их психологической подготовке и адаптации. Общеизвестно, что увольнение с работы стоит в тройке лидеров стрессовых ситуаций, способных привести к глубокой депрессии, а вынужденная длительная бездеятельность приводит к потере цели в жизни и даже к суициду.
Индивидуальный план будет учитывать не только образование и имеющиеся навыки, но и предпочтения самого гражданина по виду, месту, графику работы, уровню заработной платы, что позволит сокращать время и направления поиска. Сегодняшние реалии определяют необходимость обеспечения занятости в сфере оборонно-промышленного комплекса. Реализуемый уже в течение трех лет федеральный проект «Содействие занятости» включился в программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для желающих работать в этой отрасли.
Потенциальный объем обучения составит более 12 тыс. человек, для чего будет выделено свыше 700 млн. рублей. Сам проект трансформируется и предлагает новые функции. Новый сервис «Стажировки и практики» позволит в режиме онлайн оформлять отношения между организациями и образовательными организациями. Такая функция позволит отбирать себе студентов на практику или стажировку еще с первого курса, и «вести» их до конца обучения, не тратя время на подписание соглашений с сузом или вузом.
Новый закон, безусловно, является преемником предыдущего принятого более 30 лет назад, и то, что в нормативно-правовом акте появились такие существенные изменения, говорит о признании глобальных изменений в обществе и его поведении, в формах занятости и запросах работодателей. Приведение закона к реалиям жизни снимает многие ограничения и для работодателей, и для граждан, и для образовательных организаций и дает новый импульс формированию более эффективных взаимоотношений на рынке труда.»
Сегодня 19.03.2023 г комментирует новость Мухорьянова Оксана, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала РАНХиГС.
