Здравствуйте сайт: https://setnovostei.ru/ предложить новости образования. Комментарий Мухорьяновой Оксаны Анатольевны, доцента Ставропольского филиала РАНХиГС:
Повышение эффективности образовательной системы России
Почти 20 лет Россия старалась интегрироваться в мировую систему образования, присоединившись в 2003 году к Болонскому процессу. Однако фактический результат оказался далек от ожидаемого, а с точки зрения котировки наших дипломов за рубежом мы снова получили отток хороших специалистов. Многие работодатели очень трудно привыкали к новым дипломам потенциальных сотрудников, и в первые годы отдавали предпочтение специалистам, а не бакалаврам. Также следует признать, что с задачами ускоренного технологического развития система не справилась, как и с задачей модернизации российской экономики.
Кстати, модель «4+2+3» (бакалавриат + магистратура + докторантура), болонской не является, и следовательно, не имела международного признания. Кроме временных циклов образования, в рамках реализации болонской системы, к диплому должно было выдаваться приложение европейского образца, но часть вузов такие изменения не произвела, а также не перешла на 100-бальную систему оценок, оставив традиционную. Переход на болонскую систему проходил трудно и с точки зрения адаптации педагогов, компетентностный подход полностью переворачивал восприятие образовательного процесса, а самостоятельность принятия решения о содержании учебного плана в ряде случаев привели к тому, что отдельные программы стали не просто слишком узкоспециализированными, ориентированными только на возможности кадрового потенциала, но и ограниченными, когда студенты и к концу обучения не имели системного представления о будущей профессии.
Привлечение к разработке учебных планов работодателей частично нивелировало эту проблему, но комплексно не решило. Предложенный 21 февраля 2023 года Президентом возврат к традиционной системе не станет новым «ледяным душем», он будет проходить быстро, но мягко, основной упор при этом будет сделан на подготовку специалистов, срок обучения для которых составит от 4 до 6 лет. Например, педагоги, экономисты и врачи будут учиться на длинных программах, а тем направлениям подготовки, которые требуют максимально быстрой интеграции в реальную профессиональную деятельность, скорее всего, будет предложен самый короткий образовательный цикл, но с максимальной насыщенностью программ. Магистратура будет предназначена для получения углубленных знаний по направлению, что, возможно, обяжет вузы осуществлять продолжение обучения только в рамках одной укрупненной группы специальностей.
Новым станет также возможность бесплатного обучения на программах магистратуры и ординатуры после специалитета. Аспирантуру выведут в отдельный уровень профессионального образования, и ее смысл будет заключаться в подготовке педагогов и научных кадров, столь необходимых именно сейчас, когда перед страной стоит задача обеспечения технологического суверенитета. Несмотря на планируемые изменения, которые в основной своей массе состоятся уже в 2024 году, тем, кто уже обучается, беспокоиться не стоит, все запущенные программы закончат подготовку по утвержденным планам. Дипломы бакалавров продолжат котироваться за рубежом, сохранится возможность обучения иностранных студентов. Возможно, и четырехлетняя подготовка будет разделена на два уровня – базовый, где осуществляется формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, и углубленный, который максимально будет насыщен формированием профессиональных знаний.
Такой подход даст возможность студенту переориентироваться в процессе обучения и выбрать ту специальность, которая действительно интересна, сократив количество разочарованных в профессии, и отчисленных на первых курсах. Трансформация системы высшего образования позволит не просто максимально дифференцировать образовательные циклы, предоставляя широкую возможность выбора, но и адаптировать подготовку кадров под нужды реальных секторов экономики».
Сегодня 02.03.2023 г. статьи об образовании разместить комментирует новость Мухорьянова Оксана, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала РАНХиГС.
