Оператор-постановщик: Константин Постников
Художник-постановщик: Альберт Хашпер
В ролях: Андрей Соколов, Юрий Назаров, Татьяна Чердынцева, Альфия Закирова (гл. роли). А также Александр Баширов, Елена Сусанина, Юрий Землянский, Николай Потапов и Игорь Новосёлов.
Андрей Соколов также и со-продюсер, совместно с Еленой Борисовой, Александром Остапко и Олегом Мамадасимовым, т.к. производство картины получило поддержку Минкульта лишь частично, Андрей помог автору в кратчайшие сроки обеспечить бюджет для производства картины.
Фильм, снятый в жанре психологической драмы, — о людях, на психологию, характеры, судьбы которых сильно повлияли серьезные и тяжелые для них жизненные обстоятельства.
Главный герой, Григорий – угрюмый, справедливый, как ему кажется, и тем не менее, во многом жестокий человек – совсем не таким был много лет назад. Он – ветеран войны в Афганистане, потерял брата не только в бою, но и по причине выполнения его воли,- добил его, видя безысходность ситуации: ранение брата, судя по всему, было несовместимым с жизнью, помощи ждать было неоткуда, мучения брата было пыткой для них обоих и оба понимали, что времени на размышления «правильно/неправильно» нет. Смертельно раненного воина ждала куда более мучительная смерть или от ран, или от рук врага. По мирным законам жизни, и по Божьим законам, герой не имел права на свой поступок, но на войне другие законы… В процессе развития истории героя картины становится очевидным факт его нравственных страданий из-за чувства вины перед старенькой мамой, памятью брата, Господом и …перед самим собой, потому что, по сути, ему чужды зло и несправедливость.
Когда в его дом, который «спрятан» в полной глуши и в котором он живет со старенькой мамой, попадает девушка «с пониженной социальной ответственностью», Григорий, по причине её дерзкого и вызывающего поведения, решает «перевоспитать» «заблудшую душу». Он, не интересуясь её обстоятельствами жизни, лишает её свободы, запирая в погребе, где находится …другая пленница хозяина дома, уроженка Таджикистана Гуля, с первого взгляда, кроткая и никак непохожая на «асоциальный элемент общества». Гуля, когда нужно, показывает, что умеет постоять за себя, но при этом некоторые её мировоззрение и поведение зрителю сначала непонятны, как непонятна и причина её заточения.
Первое время девушки остро конфликтуют, но быстро сближаются. Григорий довольно суров и жесток с ними, лишая их не только свободы, но и нормального питания, дневного света и многого другого. Он заставляет их работать, — вязать шерстяные носки, как его мама, средства от продажи которых идут на полную реконструкцию старого Храма. Герой узнает о беременности пленницы, уроженки Таджикистана, ставшей, по какой-то причине, жертвой своего насилия над ней. За что Гуля понесла первое «наказание» — пленение, понятно,- по вине своего мужа. Причина же второго «наказания» в виде сексуального насилия ставит зрителя в недоумение: герой совсем не похож на насильника и подонка. Отнюдь… Он замкнут, ведет аскетичный образ жизни. Бескорыстен, т.к. все средства тратит лишь на скудное пропитание и восстановление Храма. И, как видно по примеру попытки «перевоспитания» «ночной бабочки», не приемлет распущенности, разврата, хамства и безделья.
Почему он позволил себе насилие?..
Есть основания предполагать, что дело в расстройстве психики, в той или иной степени.
Узнав о беременности своей жертвы, он не сжалился и не отпустил её, несмотря на глубокое и искреннее потрясение. Григорий искренне считает, что он прав… Но даже будучи человеком верующим, не осознает главного: он – не Господь, не Бог, чтобы судить самому, вершить чужие судьбы. Его мучают воспоминания об обстоятельствах гибели его брата, и он не уверен в том, что его мама простила ему «убийства» брата… Виден внутренний конфликт: он считает, что «прав» в деяниях своего настоящего, но не готов нести ответственность за содеянное, — именно по этой причине он не освобождает беременную жертву. Григорий знает, что совершил преступление, но не готов нести наказания сам. Он думает, заблуждаясь, что восстановление Храма — это достаточно для искупления грехов, не учитывая факта сознательного допущения новых.
Героиня Елены Сусаниной (мать главного героя) по ходу развития драмы, попадает в ситуацию,которая сильно повлияла на поворот событий: защищая сына от вероятной беды (для нее), она убивает человека, пришедшего шантажировать её и угрожая её тюрьмой сыну. Отягчающее обстоятельство в том, что «шантажист» угрожал не жизни сына и её самой, а только лишением свободы, выяснив, что в их доме есть люди, незаконно лишенные свободы. Пожилая героиня совершает страшный грех без наличия угрозы жизни, т.е. не будучи в обстоятельствах необходимой обороны.
Потрясение от содеянного повлияло на рассудок пожилой женщины…
Главный герой же долго не решается открыться, исповедаться перед священником, близким ему человеком. Вынудили лишь обстоятельства, которые позволили также освободить пленниц, — благодаря священнику. Позднее горькое раскаяние героя не облегчает его внутреннего состояния, как и сочувствие его «восточной пленницы» к нему. Она не просто прощает его. Она, как ранее в одной из сцен, считает, что заслужила всё, что с ней случилось. И только герой себя простить не может.
Вторая пленница, Надя, сама того не желая и не осознавая, тоже проходит через внутреннее переосмысление самой себя. Причины выбора ее «профессии» в данном случае неважны. Важно то, что создатели показали в ней хорошие человеческие качества, которые она не утратила: чувство ответственности перед маленьким племянником, фактически брошенным матерью, сострадание, чувство справедливости и …долго дремавшее чувство вины за себя саму. Такую… В косвенное доказательство последнего, она покидает дом «урода и мучителя» не в своей одежде, весьма вульгарной, и которую она ранее категорически отказывалась менять на предложенную героем приличную и «жуткую», по мнению Нади. В заключительных сценах Надя, уже в том самом старом чужом длинном платье под курткой. Художник по костюму показал этим показал перемену (или надежду не нее) в характере и поведении героини.
…когда-то герой Григорий ведь сказал ей: «Придёт время, — наденешь, никуда не денешься!» Но переодевается она не по принуждению, а исключительно по собственной воле.
Надя старается быстро покинуть место заточения на машине священника и с его помощью. Она злится, но не угрожает бывшему мучителю, и не проявляет намерений отомстить каким-либо образом. Вероятно, многое переосмыслила…
После премьеры, в ходе интересных наблюдений за зрителями, отметила для себя, что не все молодые люди возраста 18-23 лет готовы к адекватной аналитике картины, причинно-следственных связей в действиях героев. Можно было слышать и громкие насмешки над Гулей, с её неуместной, на их взгляд, жалостью к мучителю, и презрительные усмешки над главным героем, «реально уродом», по их незрелому мнению.
И дело не в проявлении «стокгольмского синдрома» беременной Гули, он безусловно имеет место быть. И не в зависимости от обстоятельства, что ей некуда идти в её ситуации. Она говорила ранее своей подруге по несчастью, что считает хозяина дома хорошим человеком, и какое-то время, до неволи, могла убедиться в этом, то есть знала его. Герой просит прощения у нее, раскаявшись, и также просит её не покидать его.
Сам же герой все равно не представляется думающему зрителю ни деспотом, ни «моральным уродом». Однако не все понимают, насколько серьезно может влиять война на психику человека. Не каждый готов даже на минуту представить себя в той ситуации героя на войне, когда он принял это жуткое решение в отношении брата. Людям зачастую проще осудить, сходу делая осудительные вердикты, чем представить себя в тех же обстоятельствах. И не приведи Господь никому подобного,- тут фраза очень к месту… Нет безгрешных людей, но каждый человек должен помнить, что жизнь не оставит безнаказанным никого.
Не должна оставить, какими бы обстоятельствами люди себя не оправдывали.
Картина больше предназначена для взрослых, зрелых во всех смыслах, зрителей.
Многое важное осталось «за кадром», специально не раскрыто, и это, как раз, для того, чтобы зрителю было над чем поразмышлять…